Норма и отклонения. Речевое развитие

Наталья
Сегодня поговорим про речевые нарушения.
Формирование понимания речи и развитие собственной речи происходит в несколько этапов. Разберем первые 2 (возраст до 3 лет) подробнее:
  1. Подготовительный этап или доречевой. В норме ребенок начинает осваивать речь уже в младенчестве. Он узнает голос мамы, близких людей. Он начинает различать интонации и распознает мимику взрослого. Потом он играет своим голосом, издает звуки, вокализирует, поет, лепечет. Следующий этап, это подражание жестам: «пока-пока», «дай-дай» и др., затем появляется слово (однако психологи отмечают, что использование жестов и первые слова могут совпадать по появлению во времени). Первая стадиягуления начинает формироваться в возрасте 2−4 месяцев. В это период малыш проявляет себя звуком, родители называют это «болтает», он издает несколько певучих звуков. Кроме того, сообщает криком о своих потребностях (голод, боль, усталость). И каждая мама уже знает какой из криков, что обозначает. Затем малыш начинает радоваться тому, что у него получается, начинает громко смеяться. Обычно это вызывает восторг у родителей, и ребенок его «считывает». Он воркует и издает «веселый крик». На этом этапе вокализация детей во всем мире не отражает особенностей родного языка. Начиная с 6−7 месяца начинается период лепета. Лепет является важнейшим этапом в формировании речи. В это время происходит взаимодействие между работой речевых органов и восприятием речи слуховыми каналами (говорю-слышу-говорю). Способность к имитации звуков, произносимых окружающими, на этом этапе уже отражает национальные особенности и языковые структуры. Здесь наиболее важным является слышать речь от окружающих и речь взрослых между собой. Чем больше вы разговариваете в присутствии малыша, тем легче ему адаптироваться к речевым конструктам конкретного языка.
В этой связи, главным в билингвальных семьях, является возможность слышать разные «речи». Если мама и папа разговаривают между собой на «своем» языке, а малышу нужно будет разговаривать на другом языке, в силу проживания в другом регионе, ребенку будет сложно усвоить это. Если вы не хотите потерять «корни», то старайтесь давать ему возможность слышать речь на разных языках в равной степени.
Вначале в арсенале ребенка только слоги («ла», «ба», «ма», «ва» и др.), впоследствии он начинает удваивать их. Мы слышим первые сочетания слогов «ма-ма», «па-па», «та-та», но это еще не обращение к маме и папе. Как раз к 8−9 месяцам ребенок начинает сопоставлять услышанное слово с предметом или объектом. Мы уже можем спросить: «Где мама?», и малыш повернет голову в сторону мамы. В этом возрасте проявляется способность к формированию языковых обобщений. Появляются жесты, обозначающие конкретные действия или предметы. К 10−11 месяцам, малыш может произнести первое слово «мама», чаще «папа». И это уже называется обращенная речь.
2. Преддошкольный этап охватывает возраст от 1 года до 3 лет. В этот период ребенок накапливает пассивный словарный запас (все больше слов соотносится с объектом и действием), и осваивает активную речь (то есть все больше произносит сам). Он повторяет за взрослым слова, слушает комментарии, рассматривает картинки. До 1,5 лет ребенок еще путает слоги, переставляет, пропускает звуки. Но он уже способен понимать предложения, хотя сам произносит несколько десятков отдельных слов и простые предложения из 2 слов. С 1, 5 до 2 лет происходит резкий скачок в наращивании пассивного словарного запаса до 300 слов, а ребенок начинает произносить предложения в 3−4 слова. С 2 до 3 лет значительно увеличивается словарный запас, формируется грамматический строй речи. К 3 годам у ребенка обычно сформированы все основные грамматические категории, хотя понимает он лучше, чем говорит сам.
Мифы о задержке речевого развития:
— «У нас в семье все заговорили поздно» — вряд ли это успокоительная фраза для родителей, мед. психологи этот факт могут расценивать, скорее, как «красная лампочка» (!). Задержка речевого развития, передающаяся из поколения в поколение, может накапливать тяжесть состояния;
— «Речь развивается скачками» — любому скачку всегда предшествует подготовительный этап. Невозможно сразу встать на ноги и пойти, если ребенок еще не умеет переворачиваться;
— «Зато потом заговорит сразу предложениями» -ребенок может начать говорить предложениями и это обычно резко видно родителям в определенный момент, но перед этим ребенок уже имеет достаточный пассивный и активный словарный запас, артикуляционный аппарат готов. Например: ребенок произносит много отдельных слов (включая глаголы и прилагательные), использует большой арсенал жестов;
— «Мальчики начинают говорить позже, чем девочки» -да, это имеет место быть, но разница в качестве речи не более, чем в 3 месяца. Это не заменяет темп развития речи, а только количество произносимых слов. Я встречаюсь с этим мифом довольно часто. Мамы уверены, что мальчик, не говорящий в 2−3 года, это норма. Но это не так.
Что может насторожить родителей в развитии речи?
В младенчестве:

— у ребенка «слабый крик»;
— ребенок не гулит, не лепечет, не издает «восторженный крик», не смеется в голос;
— не отражает ваши звуки (игра в перекличку);
— не произносит отдельные слова или звукоподражания.
С 1 года до 2 лет:

— «тихий, спокойный» ребенок;
— ребенок как будто «не слышит», не откликается на имя;
— не использует обращенную речь или звукоподражания: мама, папа, киса и др.;
— не использует простые глаголы: дай, пить, гулять;
— не выполняет простые просьбы: дай, принеси, садись, где киса?
— если у ребенка затруднено жевание, чистка зубов (давится)
— не показывает части тела на себе
С 2 до 3 лет:

— в арсенале у ребенка несколько слов;
— не пытается повторять за вами знакомые слова;
— не знает названия предметов в доме, в знакомой книжке, на улице;
— нет фразы из 2 слов;
— не понимает рассказов о прошлом и будущем;
— речь быстрая или слишком медленная;
— речь не понятна для окружающих, иногда даже родители затрудняются понять, о чем идет речь;
— «самостоятельный» ребенок (не обращается за помощью);
— к 3 годам не использует предложение с полным грамматическим строем (подлежащее, сказуемое, дополнение).
Если Вы заметили у Вашего ребенка 2 или более признака, это повод обратиться к медицинскому психологу для диагностики.


Искренне Ваша,
Наталья Ямщикова