Норма и отклонения. Нарушения коммуникации.
Часть 2

Наталья
Продолжим тему нарушения коммуникации. У читателей возникли вопросы, хочу прокомментировать некоторые из них.
Возникли вопросы и опасения о том, может ли аутизм передаваться по наследству. К сожалению, данных, свидетельствующих об этом или об обратном нет. РАС — это заболевание, которое невозможно «потрогать, поймать на бумаге», то есть у ребенка нет органических нарушений. Всевозможные исследования в пределах возрастных норм. РАС — это нарушение взаимодействия, общения, взаимопонимания, нарушение эмоциональной связи. Есть исследования о том, что у таких людей нарушена работа зеркальных нейронов. Это такие связи, которые формируются, когда ребенок смотрит на нас и отражает наше действие, мимику, эмоции, жесты, проявляет эмпатию. Так называемая невербальная часть. При этом дети могут проявлять привязанность к значимому взрослому, чаще к матери. Поэтому мамы часто не замечают странностей, потому как с ними ребенок ведет себя более или менее адаптивно. Мамы воспринимают такое поведение, как нормальное. Но в то же время, детям сложно вступить в контакт, подойти попросить, предложить помощь, они редко смотрят прямо в глаза и др. Они выглядят самостоятельными и самодостаточными, им как будто никто не нужен. Но за этим фасадом может скрываться начало заболевания.
В первой части, я дала описание возможным проявлениям РАС в раннем возрасте. И их совокупность дает основания предполагать, что у ребенка есть нарушения, которые могут привести к диагнозу РАС. Что делать, если у ребенка есть описанные странности в поведении, но они единичны. Это может быть связано с разными, по сути, причинами. Возможно, ребенку мало уделяют времени в силу жизненных обстоятельств (в семье тяжелобольной родственник или мама растит ребенка одна и у нее много времени занимает работа и др. причины). Может быть родители просто не знают, как развивается ребенок и занижают или завышают способности своего малыша. Возможно, ребенок растет отдельно от родителей с бабушкой, где просто нет возможности организовать развивающую среду, а ребенок тем временем переживает депривацию (разлуку с матерью). Причин таким нарушениям может быть множество, но их возможно скорректировать грамотными действиями со стороны психолога и мамы. В любом случае, если у Вас возникло ощущение, что с ребенком что-то не так, лучше обратиться к медицинскому психологу, специалисту по раннему развитию. Обычно в районных центрах помощи семьи и детям есть такой специалист или в детской поликлинике все чаще открываются ставки медицинских психологов.
Как отмечалось ранее, такие люди могут быть одаренными. Это проявляется уже в раннем возрасте (до 3-х лет), например ребенок начинает считать, писать, запоминать огромные тексты даже на иностранном языке. В более старшем возрасте (5−6 лет) он может увлекается науками на взрослом уровне. Но при этом ребенок способен принять социальные правила игры. Да, он может быть немного отрешенным, нелюдимым, но это не влияет негативно на его социальные связи и жизнь в целом. Есть и другая сторона проявлений РАС. Когда ребенок настолько глубоко находится в своей «скорлупке», что невозможно понять, насколько он готов себя проявить во вне. В таком случае диагностика таких детей затруднена и требуется время (наблюдение в динамике), чтобы понять, а что же на самом деле стоит за этим. Именно поэтому психиатры не ставят такой диагноз сразу, а дают возможность ребенку проявить себя, раскрыться. На практике диагноз РАС выставляют ближе к школе, чтобы понять какой образовательный маршрут требуется ребенку. Сейчас родители детей с РАС очень активны и сотрудничают с международными ассоциациями, поэтому не редко в обычной школе на условиях инклюзии дети могут обучаться совместно со всеми. Хорошо, когда в школе есть ресурсный класс, где детки могут побыть с тьютором (это специальный помощник в школе), когда им бывает тяжело на уроке. Сейчас все больше таких школ в Санкт-Петербурге.
Хочу сказать всем родителям, не стоит бояться деток с особенностями развития. Они такие же дети и нуждаются в теплом приеме и дружбе. Я часто отвечаю на вопрос: как же помочь такому ребенку?. Отвечу просто, будьте собой, будьте дружелюбны и тактичны. Можно спросить у мамы, что нравится, а что нет ее малышу, что он любит и как можно его поддержать. Обычно мамы таких детей ранимы, но они чувствуют доброжелательное отношение к себе и ее чаду и охотно вступают в диалог. Они способны быть проводником между миром ее дитя и внешним миром. Тогда все участники процесса смогут получить удовольствие от общения!


Искренне Ваша,
Наталья Ямщикова