Норма и отклонения. Нарушения коммуникации. РАС?

Наталья
Сейчас много информации об отклоняющемся развитии. Сегодня хотелось бы прикоснуться к такой сложной теме, как аутизм. В современной терминологии часто используется наименование РАС. Давайте прочитаем определение. Расстройство аутистического спектра (сокращённо РАС, англ. autism spectrum disorder, ASD; включающее в себя различные диагнозы). Основная характеристика расстройства — это дефицит в социальной коммуникации и социальном взаимодействии. Спектр интеллектуального развития у людей с РАС достаточно широк. Есть люди с высокими интеллектуальными способностями вплоть до гениальности, однако и присутствуют люди с задержкой интеллектуального развития.
В не таком далеком прошлом, еще какие-то 30−40 лет назад считалось, что аутизм — это врожденное заболевание. Описаны случаи, когда младенец в возрасте 1−2 мес. уже избегал контакта с матерью. Ребенок развивался физически, но не вступал в социальные отношения с близкими. При полной функциональном и органическом благополучии, ребенок вел себя как слабослышащий и слабовидящий. Сейчас нет однозначного ответа врожденное это заболевание или нет. Поэтому выделили диагноз РАС, который включает в себя множество бывших ранее в употреблении диагнозов. Так же предполагается, что элементы РАС могут начать проявляться в возрасте от 1 г 6 мес. до 2 лет 2 месяцев. Этот возраст часто указывается родителями взрослых детей с РАС, как возраст, когда поведение ребенка изменилось.
Диагноз РАС ставит детский психиатр только после длительного наблюдения ребенка и не раньше 4−5-6 летнего возраста. В настоящее время, я как специалист по раннему развитию, достаточно часто встречаюсь с семьями, где ребенок ведет себя «странно» (именно так описывают его поведение члены семьи). Чаще, родители начинают «бить тревогу» после 3-х летнего возраста, когда малыш уже идет в детский сад. Не все проявления «странного поведения» однозначно являются РАС. Но, если у Вас возникает ощущение, что что-то не так, лучше проконсультироваться с мед. психологом.
Что может вызвать подозрение на особенности развития. В возрасте от 1,5 до 2 лет, ребенок:

— не откликается на свое имя;
— не выполняет простые поручения (дай, принеси);
— не указывает на желаемый предмет;
— не играет в социальные игры (ку-ку, ладушки, прятки, щекотку);
— не смотрит в глаза собеседнику (значимому взрослому);
— играет в одни и те же игры с предметом, проявляя яркий протест, если его прерывают;
— не произносит ни одного осмысленного слова (слога, звукоподражания) по отношению к чему-либо;
— скудно проявляет положительные эмоции (удивление, радость, интерес);
— не имитирует ваши действия (вытирать пролитое, подметать/пылесосить, варить суп и т. д.);
— использует необычные, порой насильственные, действия в отношении родителя, чтобы успокоиться (щипает, тянет, выкручивает);
— если после каких-то событий (тяжелой инфекционной болезни или вынужденной разлуки с мамой) ребенок вдруг перестал общаться (говорить, взаимодействовать, показывать, привлекать внимание взрослого).
Причиной некоторых, приведенных здесь, отклонений могут быть вызваны и другими дефицитами, например, снижением слуха или зрения. В настоящее время все дети проходят аудио контроль в младенчестве. Но снижение слухового восприятия может произойти и позднее. Поэтому не следует исключать и этот фактор. Если есть подозрение, что ребенок плохо слышит, следует обратиться к врачу-отоларингологу или педиатру, он направит вас на обследование.
Если Вы заметили, как минимум 3 из этих пунктов, Вам следует обратиться к специалисту для диагностики развития. Вполне возможно, что специалист, обследовав ребенка и поговорив с Вами, даст рекомендации для коррекции и эти проявления компенсируются. Но может быть и так, что потребуется больше времени и усилий для выстраивания коммуникации с ребенком. Коммуникация здесь, это возможность взаимодействовать с ребенком в паре (ребенок + другой человек), возможность общаться, испытывать взаимные положительные эмоции, делиться умениями, играть в совместные игры, возможность ребенка донести до взрослого свои потребности и желания.
В любом случае, следует помнить, чем раньше поступит помощь ребенку и семье в преодолении сложностей общения и взаимодействия, тем легче будет найти пути к дальнейшей счастливой жизни.

Искренне Ваша,
Наталья Ямщикова