Диагностика развития. Заключение.
Часть 2

Наталья
По следам поста про диагностику развития раннего возраста…
Было много различных откликов от «Да, это здорово узнать, как развивается мой ребенок!» до «Какой ужас, еще и узнать, что у ребенка «не такой диагноз!».
Хочу рассказать о результатах подробнее. В самом начале обращаю Ваше внимание, что мед. психологи (как и любые другие психологи) не ставят диагноз. Мы пишем заключение и рекомендации.
Начнем с того, что значит «не такой диагноз», в понимании родителя? Я могу предположить, что это то, что не ожидал увидеть родитель. То, что выходит за рамки условной нормы и отличается от предполагаемого им. Давайте разбираться.
Что же пишут мед. психологи в графе Заключение?
Мы подробно описываем все, что нам удалось увидеть в результате диагностики. Как ребенок себя вел, как вошел в контакт со специалистом, как слушал и выполнял задания, справлялся ли с ними, какой тип ведущей деятельности использовал, какой имеет опыт, что и как произносит и многое другое. Кроме того, я уточняю у родителя, обычное ли это поведение ребенка? Может быть он устал, голодный или есть еще какие-то причины «не обычного поведения». Если такие имеются, то я могу назначить повторную консультацию. Если же родитель, подтверждает «Да, ребенок так себя ведет обычно», мы продолжаем работать.
Я описываю все то, что происходило в присутствии родителя. От этого и исходим. Есть методики, которые показывают: 50% детей в этом возрасте справляются с данным заданием; также указывается возраст, в котором 90% детей справляются с данным заданием. Таким образом, мы видим диапазон возраста от и до. Вот это и есть отправная точка «нормы» и «не нормы». То есть, если 90% детей справились с этим заданием, а конкретный ребенок нет, это оставляет повод задуматься. Здесь существуют 3 варианта:
Вариант 1
У ребенка благополучный анамнез рождения и первого года жизни. Родители не знали, что ребенок уже готов воспринимать данную информацию, готов взаимодействовать по новым «правилам» и может отвечать на более сложные вопросы, ему можно уже доверить одеваться самому или «мыть посуду». Тогда вопрос можно попробовать решить коротким путем. Я даю родителю примерный перечень заданий, который отвечает за «зону ближайшего развития» и записываю на повторную консультацию, например, через месяц. Довольно часто ребенок впоследствии справляется. Но даже после, я рекомендую понаблюдать ребенка, чтобы понять, какой прогрессивный толчок будет еще через 2 месяца. Если повторная консультация не дала положительной динамики, то смотри Вариант 2.
Вариант 2
Родители говорят: «Да, мы все это учим-учим, а он все равно не может это сделать, хотя старший (племянник, крестник) все это делал уже в этом возрасте». Плюс «Да и роды были срочные/затяжные/преждевременные/поздние и др.». Здесь мы составляем план дополнительного обследования ребенка, консультации профильных специалистов: врача-невролога (врач может назначить дополнительные обследования, не обязательно все перечисленные: электроэнцефаллограмму, доплер сосудов, нейросонографию, УЗИ шейного отдела позвоночника и др.), врача-отоляринголога или сурдолога (если есть подозрение, что ребенок не слышит обращенную речь), офтальмолога (возможно ребенок плохо видит), логопеда (логопеда-дефектолога) и др. И именно врач выставляет тот или иной диагноз. На основании диагноза можно составить план занятий по развитию.
Вариант 3
«Он у нас все выполняет дома, это он у вас ничего не делает», «Вы слишком многого от него хотите», «Что Вы этим хотите сказать?». Если, по итогу диагностики, есть хотя бы одна фраза «…развитие не достаточное (отмечается …задержка развития…)…» в понимании родителя это «не такой диагноз».
Здесь я хочу обратиться к родителям: «Ваша любовь к ребенку безгранична и это хорошо. Только ребенок, растущий в любви может стать счастливым. Вы беспокоитесь о его будущем и готовы свернуть горы ради него. В этом и заключается родительская роль. Вы готовы защищать своего ребенка от любого и каждого, кто посмеет его обидеть. Это понятное свойство человеческой личности. Вами движет любовь. И это прекрасно. Она дает силы Вам и вашему ребенку. Вы можете сомневаться в результатах диагностики, это ваше право. Но… Пожалуйста, запишитесь еще на 1−2-3 консультации к этому же или другому специалисту; послушайте, что говорят о ребенке в детском саду; прочитайте, что написано в мед карте ребенка (диагноз невролога); взвесьте свои жалобы на поведение/речь/стеснительность/трудности воспитания и т. д. ребенка. Прислушайтесь. Может не все так не правы или не все так плохо, как Вам кажется на первый взгляд. Дайте ребенку шанс на то будущее, о котором Вы мечтаете! Чем раньше выявлена проблема, чем раньше начато лечение, тем больше шансов на положительный прогноз и благоприятный исход! Вы-родитель самый главный человек в жизни своего ребенка и только Вы можете сделать его жизнь лучше. Я в Вас верю!»

Искренне Ваша,
Наталья Ямщикова