Что такое диагностика развития?
Часть 1

Наталья
Я работаю медицинским психологом на детском отделении. Ко мне часто приходят мамы с детьми раннего возраста на диагностику развития. Что же это такое и в каких случаях нужно?
Диагностика развития ребенка раннего возраста –это система исследовательских приемов, задача которых — определение реального уровня развития, достигнутого ребенком.
Диагностика проводится по нескольким направлениям: социальная, эмоциональная, познавательная сфера, возможности руки и тела, игровая деятельность, речевое развитие (активная речь и понимание речи). Начинать можно с 10-ти месячного возраста. Наиболее актуальный возраст с 1 года 10 мес. до 3 лет. Именно в этом возрасте дети еще не посещают детский сад и мамам сложно сориентироваться в правильности воспитания и развитии ребенка.
С какими жалобами приходят мамы чаще всего? Это могут быть:
· задержка речевого развития,
· стеснительность ребенка,
· повышенная возбудимость,
· избирательность питания,
· чрезмерная эмоциональность,
· замкнутость ребенка,
· нарушение естественных отправлений,
· страхи,
· чрезмерная привязанность к родителям,
· излишняя самостоятельность,
· навязчивость в поведении,
· однообразие в игре и др.
Вначале психолог собирает анамнез жизни ребенка: как протекала беременность, как проходили роды, как ребенок развивался на первом году жизни, у каких специалистов наблюдается и какие обследования проводились. Каждый из этих пунктов очень важен при выявлении каких-либо нарушений, поэтому сбору данных отводится большое значение.
Дальше начинаем играть, взаимодействовать, общаться. В работе используется целый набор различных методов и методик для определения уровня развития всех сенсорных систем и установления зоны ближайшего развития. Здесь важно, чтобы вы, родители дали возможность ребенку раскрыться самому, без вашей помощи. Поверьте, специалист знает, что вы очень переживаете за своего малыша и хотите, чтобы он показал себя в лучшем свете. Методики составлены именно так, чтобы дать ребенку такую возможность. В ходе исследования мы меняем деятельность с игровой на мыслительную, с речевой на двигательную, меняем интенсивность нагрузки. Все это помогает ребенку раскрыть свой потенциал. Малышу обычно нравится сама процедура и он с удовольствием выполняет все задания, а после не хочет уходить из кабинета. Довольно часто мамы удивляются таким высоким способностям ребенка и замечают, что для них это является неожиданностью! К сожалению, бывает и наоборот. Ребенок с трудом справляется с некоторыми заданиями, тогда мама начинает переживать и тревожиться. Ребенку это тоже передается и его запал угасает.
На основании полученных данных можно сделать выводы об уровне развития ребенка на сегодняшний день и составить план занятий на ближайшее будущее. Если были выявлены какие-либо нарушения, мы обязательно обсуждаем с мамой с чем это может быть связано и проясняем пути возможного решения. Причины могут быть разные. Ребенок может быть младшим в семье и его все считают еще малышом. В моей практике не редки случаи, когда в семье есть еще один ребенок и он младше обследуемого. Мама общается с трехлетним, как с годовастиком и предъявляет у нему заниженные требования. Или наоборот, у родителей единственный ребенок, они общаются с ним, как со взрослым, а он еще не способен соблюдать эти правила. Такие задержки развития можно исправить быстрее и легче. Обычно, при грамотном подходе ситуация меняется за несколько недель. Но есть и более сложные случаи, которые требуют более детального динамического наблюдения и дополнительные консультации специалистов, таких как невролог, логопед, дефектолог, ортопед, офтальмолог или сурдолог и др.


Искренне Ваша,
Наталья Ямщикова