Игра в домики: зачем она детям?

Анна
⛺️Приходилось ли вам наблюдать, как ваш ребёнок строит домик или устраивает берлогу из пледов и подушек? А может он забирался под стол со свисающей скатертью, загородив все подходы стульями, или строил шалаш в укромном местечке на даче? Спешу вас обрадовать - ваш ребенок хорошо знаком с игрой в домик. У неё множество обличий, но общей остается её психологическая ценность для ребенка.

Эта игра относится к типу «игр-защитников» и появляется примерно к 5 годам (у кого-то раньше). В этой игре ребёнок удовлетворяет одну их главных потребностей - потребность в безопасности. Тут многие родители могут возмутиться: «Он и так в полной безопасности». Однако это так только с высоты взгляда взрослого, позабывшего, каково это - быть маленьким.

Ребёнок рождается без представлений о том, куда он попал и как тут всё устроено. Одна из задач детства - сориентироваться в этом мире, рассмотреть, как он устроен и как тут всё работает. То, что очевидно для взрослого, совсем не очевидно для ребенка. Каждый день он совершает множество открытий: предметы, падая, летят вниз, если что-то разбить, это уже не собрать назад, если стукнуться лбом об угол, будет больно и вырастет шишка. Из этого ежедневного нового опыта складываются представления об устройстве мира, себе и людях вокруг.

Постоянно узнавать новое и встраивать это знание в уже имеющуюся картину - сложная работа для психики, от которой нужно отдыхать и восстанавливаться. Для этого дети и обустраивают свои местечки, домики и укрытия, где всё понятно, знакомо и выглядит так, как им захочется, где на время можно отгородиться от бесконечно сложного внешнего мира. Почему безопасность так важна? Потому что только из безопасности возможны развитие и рост.

Ещё одна важная функция этой игры - обозначить, закрепить, застолбить факт присутствия себя в этом мире. Для большинства взрослых очевидно, что они есть, что они существуют, но для маленького ребенка это не так. Поскольку самосознание ребенка формируется медленно, ему довольно долго будут нужны постоянные подтверждения извне, что «я - есть». Оставление своих следов - раскиданные детальки конструктора в месте, где все ходят, рисунки на обоях, игрушка, подсунутая папе в рюкзак - способ ребенка отметить и напомнить, что он тут и он существует. Строительство домиков и укрытий - ещё один способ сделать это.

Игра в домики по мере развития ребенка может принимать и другие формы. Дети лепят домики и строят их из Лего, возводят снежные крепости и песчаные замки. Когда ребенку негде развернуться в пространстве, он может рисовать домики. Даже если эти домики, на взгляд взрослых, больше похожи на каракули и не представляют художественной ценности, это всё равно важно для ребенка. Девочки часто любят рисовать и обустраивать квартирки, это тоже вариант игры в домики. Думается мне, что и любовь к стройке в "Майнкрафте" тоже связана с этой игрой. Правда, в виртуальном пространстве пока не получить тот же опыт, который можно получить, играя вживую.

Ну и о серьёзном. Для многих родителей подобные игры - «несерьёзное» занятие, отвлекающее ребенка от развития. Многим не нравится бардак, который остается после таких игр. Кому-то хочется, чтобы ребенок непременно был занят всё время чем-то полезным, дающим видимый и измеримый результат. Так вот. Строить домики - очень серьёзное и очень полезное занятие для ребенка. Оно позволяет ребенку почувствовать себя защищённым, дает время подготовиться к контакту с окружающим миром, сориентироваться в своих ощущениях и позаботиться о себе.

Играя в эту игру, ребёнок учится замечать, понимать и регулировать своё состояние. Знание, что он сам для себя может создать временное безопасное пространство, помогает ребёнку двигаться в мир и не пугаться сложностей. Без обретения внутреннего чувства безопасности ребёнку будет трудно идти в игры, где надо взаимодействовать с другими детьми и уж, тем более, туда, где надо конкурировать и соревноваться.


С наилучшими пожеланиями,
Анна